Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
22.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социально-экономические исследования"

Какие продукты питания мы покупаем и насколько доверяем их безопасности?

Ромашкина Г.Ф., Ушакова Ю.В.

№4 (21), 2019

Ромашкина Г.Ф., Ушакова Ю.В. Какие продукты питания мы покупаем и насколько доверяем их безопасности? // Социальное пространство. 2019. № 4 (21). URL: http://socialarea-journal.ru/article/28313 DOI: 10.15838/sa.2019.4.21.1

DOI: 10.15838/sa.2019.4.21.1

Многие подходы, например, формальное моделирование, экономические концепции, рассматривают потребителя как результат глобальной продовольственной политики, а не как ее центральный компонент. Тем не менее целью в решении проблем продовольственной безопасности было именно изменение потребительского поведения. Эти установки зафиксированы в документах в среде продовольственной безопасности, определяющих глобальные политики (ООН, FAO), что подтверждает актуальность постановки проблемы. Мы показываем особенности российской концепции продовольственной безопасности. Делаем вывод о том, что, невзирая на декларации и многие подписанные соглашения, доктрина по-прежнему опирается на обеспечение безопасности страны в условиях возможных внешних угроз: санкционных и торговых войн, различных конфликтов, кризисов в экономике, сельском хозяйстве. Цель данной статьи – социологический анализ поведения потребителя продуктов питания в контексте продовольственной безопасности. Новизна и значимость работы определена тем, что в ней обращается особое внимание на необходимость смещения фокуса в отечественной концепции продовольственной безопасности с внешних угроз и голода на угрозы здоровью населения, связанные с покупаемыми некачественными продуктами, социальными дисбалансами в экономической и физической доступности питания, потребительскими предпочтениями и поведением. Рассмотрены противоречия между операторами продаж и производителями продуктов (особенно местными), между операторами продаж и конечным потребителем. В работе использованы новые эмпирические данные: массовый опрос (1610 чел.) и 51 углубленное интервью. В статье изучались доверие населения качеству и безопасности продуктов питания и факторы, которые определяют его особенности. Анализ структурных характеристик целевой аудитории продовольственных магазинов опровергает наши ожидания быстрых и значимых изменений потребительских предпочтений под влиянием новых форматов, технологий (интернет-продаж, системы быстрой доставки и пр.). Проблемным остается вопрос о взаимодействии ритейла и производителей продукции, местных поставщиков товаров

Ключевые слова

продовольственная безопасность, доверие, качество продуктов, питание, осознанное потребление

Полная версия статьи