Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
19.02.202002.2020с 01.01.2020
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социально-экономические исследования"

Масс-медиа в ракурсе общественного мнения в условиях кризиса

Молодов О.Б.

№2 (4), 2016

Молодов О.Б. Масс-медиа в ракурсе общественного мнения в условиях кризиса // Социальное пространство. 2016. № 2 (4). URL: http://socialarea-journal.ru/article/1850

В статье характеризуются изменения, происходящие в медийном пространстве современной России, и отношение населения к деятельности отечественных СМИ. Глобализация и информатизация общественной жизни привела к значительным изменениям в медийной сфере современной России, где проявляются тенденции дигитализации (перехода к цифровым форматам) и конвергенции традиционных и новых медиа. В последние годы повышается политическая роль СМИ и растет активное информационное воздействие масс-медиа на общественное сознание. В 2014 – 2015 гг. в условиях обострения внешнеполитической ситуации вокруг России и нарастания негативных тенденций в экономике выросла активность СМИ в вопросах формирования общественного мнения и поддержания имиджа страны. Результаты мониторинга общественного мнения жителей Вологодской области, проводимого Институтом социально-экономического развития территорий РАН, показали, что при сохранении ведущей роли телевидения как источника информации выросла популярность интернета и радиовещания. Предпочтения телезрителей по-прежнему отдаются основным федеральным каналам, играющим определяющую роль в формировании повестки дня. Сохранение неравномерного обеспечения жителей города и села, а также различных доходных групп населения компьютерной техникой и телевизорами (так называемого «цифрового неравенства») делает телевидение наиболее популярным среди жителей сельской местности и наименее обеспеченных граждан. На фоне обширной информации о внешнеполитических событиях с участием России потребителями отмечается неполнота сведений об экономическом положении страны и региона. Вместе с тем сложная социально-экономическая ситуация, ощущаемая большинством граждан, не находит должного отражения в традиционных СМИ. Информационная война против России и противоречия в освещении международных событий привели к ухудшению оценок объективности освещения ситуации в мире, в стране и в регионе. Зависимость масс-медиа от средств спонсоров ограничивает возможность выполнения ими своей основной функции – объективного информирования населения о происходящих событиях. Рост аудитории интернета отражает потребность жителей региона в независимых источниках, публикующих более полную и разнообразную информацию. Важно, чтобы СМИ не уводили потребителя информации от насущных проблем, развивали гражданскую активность, совершенствовали свой контент и качество подачи материала

Ключевые слова

общественное мнение, общество, государство, сми (масс-медиа), интернет, функции СМИ, медийное пространство, традиционные СМИ

Полная версия статьи