Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
30.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социодемографические исследования"

Система постинтернатного сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей: зарубежный опыт

Артамонова А.С.

Том 10, №3, 2024

Артамонова А.С. (2024). Система постинтернатного сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей: зарубежный опыт // Социальное пространство. Т. 10. № 3. DOI: 10.15838/sa.2024.3.43.7 URL: http://socialarea-journal.ru/article/30094

DOI: 10.15838/sa.2024.3.43.7

Планом основных мероприятий по реализации Десятилетия детства до 2027 года в России среди прочего предусмотрено развитие системы постинтернатного сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время ввиду отсутствия действующей системы задачи по постинтернатному сопровождению выполняются преимущественно учебными заведениями, в которых молодые люди продолжают обучение. Определение необходимых инструментов, создающих основу успешной социальной адаптации выпускников, возможно посредством проведения анализа систем постинтернатного сопровождения в разных странах, что составило цель настоящего исследования. Для оценки западного опыта выбраны Швеция, Норвегия, Великобритания как государства с развитой системой социального обеспечения детей-сирот и Румыния как постсоветское государство; анализ азиатского опыта опирается на практики Индии и Китая как стран с наибольшим числом сирот. В ходе исследования выявлено, что в число наиболее выраженных препятствий при решении проблемы успешной социальной адаптации входят недостаточная разработанность нормативно-правовой базы постинтернатного сопровождения, дефицит эффективных технологий долговременной работы с выпускниками, нехватка межведомственного взаимодействия в деятельности служб. В западных странах внимание акцентируется на социально-психологических аспектах выхода из-под опеки, что выражается в развитости системы консультативной помощи. Страны с преобладающей институциональной системой жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, предлагают более конкретные меры постинтернатной поддержки. В то же время большую проблему составляет отсутствие социально-психологической поддержки выпускников и ее преемственности между социальными педагогами в детских домах и сотрудниками в образовательных учреждениях

Ключевые слова

сироты, постинтернатное сопровождение, семейное жизнеустройство, фостерная семья

Полная версия статьи